Для чего необходимо обучать детей финансовой грамотности в детском саду?
Обучение финансовой грамотности с раннего возраста позволяет ребенку сформировать положительные финансовые привычки, которые будут способствовать его успешной адаптации во взрослой жизни. Познавая основы финансовой грамотности, ребенок учится управлять своими финансами, планировать бюджет, зарабатывать, экономить и осуществлять разумные расходы. Он лучше понимает родителей, разрешающих или запрещающих ту или иную покупку в магазине, бережнее относится к вещам и игрушкам.
Выбор профессии является важнейшим элементом обучения финансовой грамотности дошкольников. Он напрямую влияет на уровень будущих доходов и финансовую стабильность. Кроме того, профессия, соответствующая интересам и способностям ребенка, повысит шансы на его успех и позволит получать удовлетворение от самореализации. Разговор об этом в рамках обучения финансовой грамотности - важнейший шаг к будущему наших детей!
Парциальная программа экономического образования дошкольников
В 2018 году Банк России и Министерство образования и науки РФ разработали примерную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности детей 5-7 лет». Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО*) и примерной основной образовательной программы дошкольного образования (ПООП дошкольного образования).
В аннотации к Программе отмечено, что экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению и призвано воспитывать хозяина собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, строится народное хозяйство страны в целом.
Программа состоит из 4-х разделов, связанных между собой задачами и содержанием:
Каждый из разделов сопровождает примерный перечень понятий и терминов, которые рекомендуются к изучению, список рекомендуемых материалов для занятий, рекомендации для педагогов.
Помимо освоения азов финансовой грамотности, работа по Программе способствует формированию и развитию у детей воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со взрослыми и другими детьми.
Опыт внедрения Программы в ДОО
Во многих организациях ДО России еще задолго до выхода Программы педагоги-новаторы с интересом внедряли основы обучения финансовой грамотности в образовательный процесс, разрабатывали собственные планы, делились своими инновациями с другими. Во многих ДОО занятия по финансовой грамотности проводились в рамках услуг дополнительного образования.
По отзывам педагогов и воспитателей, тема финансов значительно повышает познавательную активность малышей и помогает провести увлекательные занятия для тренировки и развития любых навыков, по любым разделам ФГОС*. Ведь финансы так или иначе связаны со всеми областями деятельности человека.
Однако для массового внедрения парциальной Программы обнаружилось два существенных препятствия: отсутствие материально-технической базы для занятий по финансовой грамотности и недостаток квалифицированных кадров в ДОО.
Повышение квалификации педагогов и воспитателей
Парциальная Программа содержит примерный перечень педагогических задач по формированию предпосылок финансовой грамотности и дает достаточно точек опоры для их реализации. Однако Программа оставляет достаточное пространство для гибкого проектирования образовательного процесса, что приемлемо не для каждого педагога.
Но решение задач Программы подразумевает обеспечение эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышение их профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой компетентности.
Для разрешения этого несоответствия на сегодняшний день существует уже достаточное количество методик и разработанных планов занятий для возрастных групп 5-6 и 6-7 лет. Педагог может выбрать любой из них и использовать в своей работе полностью или частично.
Онлайн школа форума «Педагоги России» в августе 2023 года анонсировала первый учебный курс «Формирование финансовой грамотности» для педагогов ДО. Курс предоставляет возможность пройти обучение и, по результатам прохождения теста, получить соответствующий диплом и удостоверение.
Готовые методики и указанный учебный курс позволяют сегодня решить задачу подготовки педагогов и воспитателей к проведению ярких, интересных и эффективных занятий по финансовой грамотности с дошкольниками.
Материально-техническое оснащение ДОО
Парциальная Программа предписывает дошкольным организациям обеспечить оснащение предметно-развивающей среды, включающей современные средства и технологии образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья и одаренных детей). Однако Программа не содержит перечня конкретных рекомендаций. Какое же оборудование имеется в виду?
Ответ на этот вопрос содержится в документе «Рекомендации по формированию инфраструктуры ДОО». В редакции 2023 года указан «Интерактивный банкомат», причем дважды: для возрастной группы 5-6 лет и 6-7 лет.
Игровой подход к обучению помогает детям лучше усваивать знания и закреплять навыки. Инновационные методы обучения, такие как интерактивные доски и панели, мультимедийные материалы, образовательные игры и приложения, помогают педагогу сделать любые занятия более интересными и значительно повышают вовлеченность детей в образовательный процесс. Но для обучения финансовой грамотности этого недостаточно.
Для эффективного освоения финансовой грамотности необходимо соответствующее современное оборудование, максимально похожее на то, которое дети встречают в реальной жизни: «настоящий» банкомат, который умеет принимать и выдавать наличные, «настоящий» кассовый аппарат, а не игрушечный, набор карточек, по которым учитываются накопления, набор костюмов людей различных профессий и многое другое.
Подобные устройства из реальной «взрослой» жизни в комплекте с программным обеспечением, набором дополнительных материалов, создают визуальные и тактильные стимулы, которые значительно повышают мотивацию детей, помогают лучше понять и быстрее освоить тонкости азбуки финансов.
Место финансовой грамотности в образовательном процессе ДО
Обучение финансовой грамотности в детском саду - это наши инвестиции в будущее детей и общества в целом. Парциальная Программа Министерства образования и использование педагогами специального современного оборудования открывают новые пути для эффективного обучения финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях.
Опыт педагогов России подтверждает, что раннее овладение финансовыми навыками способствует формированию ответственного отношения малышей к вещам, деньгам и финансам. Помимо того, что занятия по финансовой грамотности крайне интересны для детей любого возраста, они дополнительно развивают у детей и все остальные важные навыки и умения, определенные ФГОС ДО*: от математических представлений и до коммуникативного развития.
На сегодняшний день полностью решена задача обучения педагогов проведению занятий по финансовой грамотности в различных возрастных группах. Существует достаточно большой выбор готовых методических материалов и даже специализированный онлайн-курс, на котором можно повысить квалификацию и получить соответствующее удостоверение.
Для успешной реализации Программы руководителю ДОО остается только выбрать ответственных сотрудников, приобрести рекомендованное оборудование и решить, будут ли занятия по финансовой грамотности проводиться в рамках основной или дополнительной образовательной программы.
*С 01 сентября 2023 года все детские сады РФ перешли на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО).